При эксплуатации опасного производственного объекта, в ряде случаев возникает необходимость отступить от требований, установленных федеральными нормами и правилами.
Чтобы отступить от требования, установленных ФНиП на стадии проектирования, эксплуатации, капитального ремонта, консервации, ликвидации и технического перевооружения для опасных производственных объектов, разрабатывается обоснование безопасности ОПО.
В отношении объектов, которые эксплуатируются в соответствии с обоснованием безопасности Ростехнадзором проверяется соблюдение требований, установленных обоснованием безопасности, а не требования ФНП.
Наша компания специализируется на оказании услуг в области промышленной безопасности. Предлагаем Вам услуги по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта и проведении аудита промышленной безопасности.
При эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и (или) ликвидации опасного производственного объекта возникают ситуации, когда требуется отступить от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (далее – ФНП), например для поднятия производительности горнотранспортных комплексов или невозможно выполнение некоторых пунктов ФНП по объективным причинам. В этих случаях пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ предусмотрена разработка обоснования безопасности.
Обоснование безопасности — это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО. Содержащий мероприятия компенсирующие отступления от требований ФНП.
Опытные эксперты проведут совокупность исследовательских мероприятий, реализующихся в целях исчерпывающего анализа и оценки соответствия ОПО требованиям законодательства РФ. В Ростехнадзоре зарегистрировано более 100 положительных заключений экспертиз на обоснование безопасности.





















В связи с производственной необходимостью и наработанным опытом принято решение о разработки обоснования безопасности в условиях имеющихся отступлений от требований ФНиП в области ПБ пункта 518 (таблица № 6) «Правил…» в части увеличения срока службы подъемных канатов ШПУ, решение обоснованно рядом факторов:
- по результатам магнитно-волновой диагностики, проведенной специализированной организацией максимальное значение потери площади сечения подъемных канатов за 2 года эксплуатации, наблюдается на головном канате № 5 и составляет 4,2%, что является абсолютно некритичным для канатов данного типа. Головные подъемные канаты признаны пригодными к дальнейшей эксплуатации, на основании заключений по магнитной дефектоскопии рудничного каната.
– операции по замене подъёмных канатов являются трудозатратными и длительными, в результате простой оборудования (добычи руды) составляет 5-6 суток;
– опыт работы предыдущих лет показывает, что ресурс данных канатов в условиях эксплуатации рудника может достигать до 3 лет без превышения браковочных значений по обрыву проволок на шаге свивки и потери сечения каната, обеспечивая требуемый уровень состояния промышленной безопасности и охраны труда.
Разработка обоснования безопасности в условиях имеющихся отступлений от требований ФНиП в области ПБ пункта 518 (таблица № 6) «Правил…» в части увеличения срока службы подъемных канатов ШПУ на 24 месяца, при выполнении специально разработанных в ОБ компенсационных мероприятий.
Срок: два года – до монтажа системы сигнализации, централизации и блокировки электровозной откатки.
Осуществляется безопасная разгрузка руды из кузовов большегрузных автосамосвалов в приемные бункеры, которые оборудованы ограждениями высотой 1,10м по причинам:
ограждения высотой не менее 0,5 диаметра колеса большегрузного автомобиля, т.е. высотой не менее 1,5 м при в момент подачи руды автосамосвалами в приемные бункеры создают возникновение опасности аварийных ситуаций при разгрузке автосамосвалов груженых крупнокусковой и влажной рудой из-за не полного подъема кузова автосамосвала при разгрузке руды, так как при попытке полного поднятия кузова, последний застопорится на ограждении и полный цикл разгрузки автосамосвала физически будет невозможен.
Разработка обоснования безопасности, предусматривающего дополнительные меры безопасности позволяющие использовать ограждения приемных бункеров высотой 1,10 м, которые не соответствуют требованиям п.1016 «Правил…».
Срок: до полной отработки месторождения.
В связи с продвижением фронта горных работ требуется увеличение количества оборудования для обеспечения мониторинг персонала и самоходного транспорта во всех горных выработках. В связи со сложившейся ситуацией в стране и санкционным давлением произвести закупку дополнительного оборудования на сегодняшний день невозможно.
По вышеуказанным причинам руководством Общества принято решение о переходе на оборудование и программное обеспечение Российского производства.
Разработка обоснования безопасности, в условиях имеющихся отступлений от требований ФНиП № 505 в области промышленной безопасности п. 71, п. 72, п. 76, п. 77 в части поэтапного оборудования подземных горных выработок рудника системами аварийного оповещения, позиционирования и поиска работников» принято для обеспечение промышленной безопасности на период перехода на новую систему аварийного оповещения, позиционирования и поиска работников.
Необходимость отступления от требований п. 156 ФНиП № 505 в области промышленной безопасности обусловлена тем, что на северо-западной залежи гор. -71 м. продолжаются закладочные работы, а существующие горные выработки не позволяют организовать проветривание камер служебного (склад взрывчатых материалов) назначения и транспортно-вспомогательного уклона обособленной струей свежего воздуха с выбросом отработанного воздуха непосредственно на исходящую струю.
Организовать проветривание камер служебного (склад взрывчатых материалов) назначения и транспортно-вспомогательного уклона, зону проведение закладочных работ в соответствии с требованиями «Правил...» позволит ввод в эксплуатацию скипового ствола.
Разработка обоснования безопасности, в условиях имеющихся отступлений от требований п.156 ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» в части проветривание северо-западной залежи горизонт -71м. исходящий струей от склада Взрывчатых материалов на время ведения закладочных работ, камер служебного назначения и транспортно-вспомогательного уклона гор. -250/-71м. до пуска скипового ствола для обеспечение промышленной безопасности организации проветривания в соответствии с требованиями Правил.
Срок: два года – до запуска в работу до пуска скипового ствола и перехода на проектную схему вентиляции шахты.
Проектной документацией предусматривается создание автоматизированной системы управления движением на рельсовом транспорте. Строящейся на базе единого оборудования производства Германия и объединены общей инфраструктурой: сетью передачи данных, подсистемой связи и комплексом центрального диспетчерского оборудования.
В связи с продвижением фронта горных работ и расширении схемы электровозной откатки руды требуется увеличение количества оборудования для обеспечения работоспособности АСУ ДРТ во всех горных выработках.
В связи со сложившейся ситуацией в стране и санкционным давлением для обеспечения новых горных выработок АСУ ДРТ требуется дополнительное время.
Разработка обоснования безопасности при отступлении от требований ФНиП в области промышленной безопасности п. 20 и п. 344 ФНиП «Правила ...» в части переноса сроков реализации монтажа системы сигнализации, централизации и блокировки электровозной откатки, для обеспечение промышленной безопасности на период поставки и монтажа оборудования АСУ ДРТ.
Срок: два года – до монтажа системы сигнализации, централизации и блокировки электровозной откатки.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…» обоснование безопасности опасного производственного объекта – это нормативный документ, который включает:
В обосновании безопасности ОПО, как правило, устанавливаются организационные и технические требования к конкретному опасному производственному объекту в дополнение к установленным или отсутствующим в нормативных актах.
Анализ и выявление несоответствий: Оценка действующих норм и выявление участков, где они не могут быть соблюдены.
Разработка альтернативных мер: Создание специальных мероприятий для компенсации отступлений, использование современных технологий.
Оценка и управление рисками: Анализ рисков и разработка методов их минимизации, включая аварийное планирование.
Контроль и мониторинг: Введение систем постоянного мониторинга и регулярных проверок для оценки эффективности мер.
Индивидуальный подход: Разработка специфических требований безопасности, учитывающих особенности конкретного ОПО.
Техническое обоснование: Создание документации, описывающей меры безопасности и процедуры для данного ОПО.
Согласование с надзорными органами: Утверждение разработанных мер с государственными органами для получения разрешений.
Внедрение и обучение: Обучение персонала новым требованиям и проведение тренировок для их соблюдения.
Документирование и отчетность: Ведение полной документации и регулярная отчетность для контроля за соблюдением требований.